Можно ли красить бороду

Его голова

Немало внимания в исламской культуре внешности уделяется этике ухода за волосами головы. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе. Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы [на голове] следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что [всё это] не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному» [1]. Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном. Он говорил: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» [2].

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определённой формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнёт появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма» [3].

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, этот хадис может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно [4].

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят [бороду и волосы на голове], так отличайтесь же от них!» [5].

Однако, среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были Абу Бакр, ‘Умар и некоторые другие [сподвижники], а воздерживались от окрашивания ‘Али, Убайа б. Ка’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу. Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!), увидев бросающуюся в глаза белизну волос Абу Кухафы, велел изменить их цвет. [Ат-Табари] сказал: „Кто попадает под описание Абу Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно“.

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос — это исполнение веления отличаться от людей писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьём населённом пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания» [6].

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение — это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет [7].

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой [8] и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном [9]. Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, — мир ему и благословение! — красил [бороду и волосы на голове] в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» [10].

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) разрешал поступать так только время от времени [11]. Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащаться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространёнными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, Ислам порицает частичное бритьё головы (аль-каза’), когда какую-то часть головы бреют, а на какой-то части оставляют волосы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему всё [на голове], либо оставляйте всё!» [12].

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что [частичное сбривание] порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов [на эту тему]» [13].

Также порицается удаление седых волос. Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Не выдёргивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» [14]. «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» — поясняет ан-Навави [15].

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу Абу Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает [таким образом] поддерживать её в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащает их и причесывает» [16].

Его глаза

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» [17]. Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний — это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы» [18].

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый. Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый [19].

Раньше обычай подкрашивать глаза сурьмой был популярен среди мусульман, однако со временем он подвергся забвению. Если раньше мужчина с подкрашенными сурьмой глазами без стеснения выходил в общество, то сегодня с такими глазами он рискует оказаться объектом насмешек. Чтобы исправить такое положение, необходимо рассказывать мусульманам про эту сунну. Будет хорошо, если имамы и другие уважаемые среди мусульман люди будут первыми её исполнять.

Продолжение следует

________________________________


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.