Можно носить бороду

Эрик Артемьев

Мазаев Павлов Рябошапка

Название этой статьи скорее всего вызовет если не возмущение, то по крайней мере искреннее недоумение у большинства братьев. Ведь мы настолько привыкли к гладковыбритым братьям, что большинство в наших церквах считают, что не только можно, но и нужно брить бороду. Бородатые братья (особенно если они еще не в великих летах) подвергаются насмешкам и моральному давлению со стороны безбородых, а также со стороны своих жён, и те из них, кто слаб духом, обычно сдаются и сбривают бороды. Слава Богу, в нашем братстве нет запрета на ношение бороды (такой запрет, например, есть у Свидетелей Иеговы), более того многие братья Совета Церквей носили бороды (А.А. Шалашов, С.Т. Голев, Н.С. Мазурин, Д.В. Миняков, какое-то время даже Г.К. Крючков), однако на местах в головах рядовых верующих этот запрет зачастую присутствует.

«Все братья бреются, не могут же все они ошибаться?»

Этот аргумент хотелось бы опровергнуть в первую очередь, поскольку именно он на самом деле является основной причиной, почему взрослые верующие мужчины бояться отпускать бороду. Именно мнение большинства, к сожалению, очень часто является решающим для человека. Священное Писание однозначно говорит, что мнение большинства не должно быть безусловным авторитетом только потому, что это мнение большинства: «Не следуй за большинством на зло» (Исх. 23:2). Именно большинство когда-то сделало золотого тельца, именно большинство испугалось идти в Ханаан, именно большинство кричало: «Распни Его!». На это мне ответят, что всё это делали неверующие, невозрожденные люди, но совсем другое — большинство в церкви, где все возрожденные. Возможно и так, но я позволю себе напомнить, что и в церкви большинство очень часто ошибается. В Галатийских церквах большинство осталось без Христа, в Сардийской церкви большинство членов оказались близкими к смерти, и лишь меньшинство не осквернило своих одежд. Именно большинство на Седьмом Вселенском Соборе приняло догмат об иконопочитании. Большинство христиан в Средневековье активно поддерживали (морально и материально) крестовые походы. Мы видим, что и в церкви мнение большинства еще не равнозначно мнению Христа. Поэтому говорить, что та или иная точка зрения безусловно верна только потому, что большинство в церкви ее разделяют, а большинство якобы не может заблуждаться — в корне неверно.

«Но ведь в Новом Завете христианам нигде не предписывается ношение бороды!»

Совершенно верно, в Новом Завете, в отличие от Ветхого, такого предписания нет. Как нет и предписания брить бороду. Действительно, постановление о бороде мы находим лишь в Ветхом Завете: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды своей» (Лев. 19:27). Но ведь многое в нашей церковной практике взято именно из Ветхого Завета. Например, запрет женщине одеваться в мужскую одежду тоже взят нами из Ветхого Завета (Втор. 22:5). Не говоря уже о том, что многочисленные проповеди наших братьев, посвященные церковной десятине, полностью основываются на ветхозаветном повелении. Впрочем, я готов согласиться, что сам по себе стих Лев. 19:27 не является для христиан заповедью, обязательной к исполнению. Однако, он отражает определенный принцип, который не устраняется вместе с законом. Ниже, рассматривая следующий аргумент, мне бы хотелось указать на другое место Писания, которое говорит о том, что ношение бороды — это не просто временная заповедь закона, а это естественный вид мужчины, нарушение которого является (с точки зрения Писания!) бесчестием.

«Брить бороду обязывает приличие!»

Также весьма распространенный аргумент. Быть небритым ведь неприлично в нашем обществе, а христиане должны выглядеть прилично. Но на самом ли деле борода является чем-то неприличным? Или, может быть, наоборот, неприлично брить лицо? Что говорит об этом Священное Писание? Мы читаем: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар. 10:4-5). Обратите внимание на слово «обесчещены». По всей видимости, в Священном Писание несколько иные нормы приличия, чем в этом мире. Писание однозначно называет бритье бороды бесчестием. Кто-то возразит: «Но ведь слуги Давида были обриты не полностью, а наполовину. И бесчестие заключалось не в том, что они были без бород, а в том, что у них было лишь по половине бороды». На это я отвечу следующее: если дело было только в этом, то почему тогда Давид повелел им оставаться в Иерихоне, пока отрастут бороды? Ведь можно было просто сбрить оставшуюся половину бороды, если безбородость не была бесчестием? Но Давид так не сделал потому, потому что бесчестием было само бритье бороды, а не тот факт, что их обрили только наполовину. Таким образом, с точке зрения Писания приличием для мужчины является именно ношение бороды, а не ее бритье. Конечно, в 2 Цар. 10:4-5 мы имеем дело с повествовательным текстом, здесь не содержится никакого предписания носить бороду. Здесь лишь констатируется факт того, что для человека явилось бесчестием. Поэтому здесь мы имеем дело не с заповедью ветхого закона (как, например, в Лев. 19:27), который отменен Христом, а с указанием общего принципа в отношении внешнего вида мужчины. Принцип этот, конечно, не соответствует нормам современного мира (в том числе христианского), но при этом является библейским принципом.

«Бородатые братья похожи на православных, а это может смущать людей!»

Аргумент, хотя и нечастый, но встречающийся. Действительно, на собственном опыте знаю, что у людей борода вызывает ассоциации именно с православием, а также с исламом. Но должно ли это нас смущать. Ведь, например, гладко выбритые братья в пиджаках и галстуках у многих (особенно на благовестии) могут вызывать и вызывают ассоциации с Обществом Сторожевой Башни. Но почему-то никто не говорит: «Давайте не будем бриться, чтобы не быть похожими на Свидетелей Иеговы». Согласитесь, это было бы абсурдом. Если же говорить о сходствах с православием, то их у нас очень много. Мы, как и православные, празднуем Пасху, проводим богослужения по воскресениям, читаем Библию в синодальном переводе (который был составлен православными бородачами) и т.д. Неужели нужно от всего этого отказаться лишь для того, чтобы у людей не было ассоциаций с православием?

Аргумент первый. «Не сама ли природа учит нас…»

Мы читаем, что в начале Бог «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Богом положено естественное различие между мужским и женским полом. И это различие не только в половых органах, но и во внешности, и в поведении, и даже в одежде. То, что мужчина и женщина должны отличаться даже в одежде (Втор. 22:5) говорит о том, что отсутствие отличий между полами является мерзостью перед Богом. Рост растительности на лице у мужчины также является естественным природным отличием от женщин. Но сатана, желая извратить Божье творение, всячески старается устранить эти отличия во всех отношениях. Женщины стараются быть похожими на мужчин: носят мужскую одежду, коротко стригутся, стремятся быть главою в семье и в обществе. Мужчины в свою очередь стараются быть похожими на женщин: избегают ответственности, излишне пекутся о своей внешности, отращивают волосы, бреют бороды. Но если для мира, который лежит во зле, все это нормально, то для церкви такое положение дел неприемлемо.

Аргумент второй. «Не любите мира, ни того, что в мире»

Как бы с этим не спорили, но брить бороды — это мирская мода. Многие говорят: «Ну это раньше в древности люди носили бороды, сейчас время другое. Мы же сейчас не ходим в сарафанах и туниках». Действительно, за две тысячи лет многое изменилось. Изменилась одежда, изменился язык, изменился образ жизни. Но физиология человека осталась прежней. И бороды у мужчин, как росли во времена Моисея, так растут и сейчас. А вот мирская мода в отношении бород действительно изменилась. Брить бороды только потому, что сейчас так принято в мире — есть самое настоящее подражание миру. Почему-то многие братья, активно обличая современную молодежь в подражании миру, в отношении бороды этот аспект упускают. Очень лицемерно поступают братья, которые говорят о том, что сестры не должны краситься и выщипывать брови, а сами при этом гладко выбриты. И выщипывание бровей, и бритье бороды, и косметика, и украшения — все это вещи одного порядка. Все это — стремление угодить этому миру и быть привлекательным в его глазах. Для христиан такое стремление греховно.

Аргумент третий. Опыт Церкви.

Кто-то, возможно, упрекнет меня в том, что я не признаю никаких авторитетов, поскольку так лихо критикую братьев. Нет, это не так. В своем последнем аргументе я хочу показать, что моя позиция не является каким-то мятежным свержением авторитетов, а как раз напротив — в своей позиции я разделяю то мнение, которого Церковь придерживалась во все века. Чтобы не быть голословным, я приведу здесь свидетельства христиан, живших в древности, которые наглядно свидетельствуют об отношении Церкви того времени к этому вопросу.

Климент Александрийский (II век):

«Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным этим нарядом волос; он придает ее виду осанистость, подобно тому, как и лошадь в своей гриве имеет украшение, ей придающее вид гордый. Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства. Подобным же образом и петухов из-за кур между собой в бой вступающих. Творец гребневидным наростом украсил. И эти волосы, дарованные мужчине, Творец ставит столь высоко, что наравне с разумом указывает в них преимущество мужа»

«Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид; вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс. 132, 2)»

Киприан Карфагенский (III век):

Епифаний Кипрский (IV век):

Кирилл Александрийский (V век):

Исидор Пелусиотский (V век):

Феодорит Киррский (V век):

Евангельско-баптистское движение в России также не было исключением. Если взглянуть на портреты большинства представителей русского штундизма и баптизма XIX — начала ХХ веков, то мы увидим, что и их лица были украшены бородами: Иван Рябошапка, Никита Воронин, Михаил Ратушный, Василий Павлов, Дей Мазаев, Иван Проханов, Иван Каргель и многие другие. И вообще если взглянуть на фотографии баптистов и евангельских христиан в довоенный период, то можно заметить, что количество бородатых братьев явно превышало безбородых. И это при том, что, например, в 20-30 гг. в советском обществе борода уже воспринималось как анахронизм и популярностью явно не пользовалась. Но несмотря на это, братья, жившие в этот период, не шли на поводу у мирской моды и продолжали носить бороды.

Прочитав, все вышенаписанное, Вы, наверное, спросите меня: а какое отношение это имеет к нашему спасению? Отвечу: никакого. Ни борода, ни безбородость, ни вообще наш внешний вид не являются условиями спасения. Тогда, спросите Вы, к чему так рьяно защищать то, что не относится к вопросу вечной жизни? На это я могу сказать следующее. Дело в том, что внешний вид, не будучи условием спасения, является в то же время важным индикатором внутреннего духовного состояния. Конечно, можно иметь очень благочестивый внешний вид, но не быть благочестивым христианином. Моя жена может носить сколь угодно длинную юбку и сколь угодно широкое покрывало, я могу отрастить сколь угодно длинную бороду, но если при всем при этом наша жизни исполнена порока, то мы не более чем гробы окрашенные. Но можно ли быть благочестивым христианином, но не иметь благочестивого внешнего вида? Либеральные христиане, конечно, ответят на этот вопрос утвердительно. Но либерализм — это болезнь последнего времени, предуготавливающая христианство к воцарению антихриста. Те же верующие, которые стремятся действительно жить по Слову Божьему, понимают, что внутренняя духовность человека обязательно будет проявляться и внешне. Именно поэтому вопрос внешнего вида важен для нас, и ему справедливо уделяют немалое внимание в наших церквах. Но внимание это, к сожалению, бывает однобоким. Говоря «А», нужно сказать и «Б». Если сестрам неприлично красится и выщипывать брови, то естественно и братьям неприлично сбривать бороду. Вопрос внешнего вида христиан — это вопрос не только сестер, но и братьев.

На фото:

Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.