Зачем борода и усы

boroda_01.jpg

Статуя Моисея работы Микеланджело.

Автор статьи: Сергей Курий Рубрика «Красота и мода»

«Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая, И, всё на свете презирая, Доколе борода цела — Изменник не страшится зла». (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

После публикации цикла статей об истории женской красоты меня спрашивали: а не хочу ли я обратиться к освещению красоты мужской? На что я отвечал следующее: мол, нет у меня для этого… как бы сказать… гендерного задора, пущай дамы пишут. Однако, поразмыслив, я таки нашёл для себя достойную и интересную мужскую тему…

Зачем мужчине борода?

На этот, простой с виду, вопрос коротко ответить непросто. Хотя часть ответов можно услышать в весёлой песенке Ильи Словесника. Помните?

Отличает мужика борода… Украшает мужика борода… Согревает в холода борода…

Разберём все аргументы по порядку. Итак…

1) Борода — вторичный половой признак, отличающий мужчину от женщины.

Тут не поспоришь. Обилие растительности на лице напрямую связано с наличием мужского гормона — тестостерона. Дарвин, например, прямо называл бороду результатом полового отбора, своеобразным фетишем для привлечения женщин, вроде роскошного хвоста самца павлина. Аргумент не бесспорный, но у многих народов борода действительно символизировала мужественность и мужское достоинство. Бородой клялись, а иногда даже приписывали ей чудодейственную силу (как у колдуна Черномора или Старика Хоттабыча).

 

boroda_02.jpeg

Борода колдуна Черномора из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».Рис. — Н. Кочергин.

С целью укорить или унизить человека его бороду оскорбляли («Позор на твою бороду», «Я плюю на твою бороду»). При этом физическое «поругание бороды» жестоко каралось. Бритых же мужчин нередко обвиняли в женоподобии.

Анекдот: — Доктор, а почему у меня борода не растет? — Все закономерно: вы же женщина. — Так я ещё и женщина?!!

Впрочем, в результате гормонального сбоя пышная борода могла вырасти и у женщины. В словаре Даля даже можно встретить слово «бородуля», означающее бородатых женщин. Обычно несчастные «бородули» стремились получить от своего недостатка хоть какие-то бонусы и выступали на всяких цирковых представлениях в роли уродливой диковинки.

 

boroda_03.jpeg

Бородатая женщина мисс Энни Джонс Эллиот.

Кстати, даже они умудрялись находить себе мужей и продолжать свой род. Например, ещё в первой половине XVII века в Испании жила женщина по имени Магдалена Вентура, обладающая длинной окладистой бородой. На картине Хусеппе Риберы мы можем увидеть, как она кормит младенца грудью, а рядом стоит её муж.

 

boroda_03a.jpg

Сейчас времена изменились — теперь уже бородатые мужики рядятся в женское платье, чтобы эпатировать публику и привлечь к себе внимание. О победителе (победительнице?) «Евровидения-2014» — Кончитте Вурст, думаю, слышали все.

 

boroda_04.jpg

Кончитта Вурст.

2) Борода — символ возраста, мудрости и статуса

Длинная седая борода чётко указывала, что человек уже старый, а, значит, мудрый и достойный уважения. Например, название почтенных старцев у тюркских народов — аксакалы — так и переводится — «седобородые». Можно также вспомнить и знаменитую «философскую» бороду, о которой я расскажу позже поподробнее.

В. Шекспир «Много Шума из Ничего»: Брадатый муж – он боле, чем юнец; А безбородый – меньше, чем мужчина…

 

boroda_05.jpg

Аристотель и Платон на картине Рафаэля «Афинская школа».

3) Борода — символ естественности, природности.

Данное «качество» бороды имеет, как положительную, так и отрицательную оценку. Например, в православии и мусульманстве считалось, что брить (или даже постригать) бороду — это вмешиваться в облик, данный человеку Богом. Кроме того, борода могла служить символом близости к природе и простой жизни (Лев Толстой, хиппи).

 

boroda_06.jpg

Лев Николаевич Толстой.

С другой стороны, растительность на лице могла восприниматься, как символ дикости, варварства, отсталости от цивилизации. Конечно, в том случае, если, мнящие себя, «цивилизацией» сплошь и рядом были бритыми. Впрочем, аномальная волосатость (т.н. гипертрихоз), когда волосы растут по всему лицу, способна вызвать шок даже у убеждённых бородачей.

 

boroda_07.jpg

Фёдор Евтихиев — «мальчик с пёсьей мордой».

4) Борода от нежелания или невозможности бриться.

Первое — предельно ясно: если борода у вас без изысков, то уход за ней не требует много сил и времени. Чего не скажешь о постоянном поддержании гладкости подбородка. По этой же причине, мы наблюдаем огромное количество бородачей на фронте или среди путешественников по диким местам, где для регулярного бритья порой нет ни условий, ни времени, ни надобности.

Из песни «Партизанская борода» (муз. Л. Бакалов, сл. М. Лапиров): Парень я молодой, А хожу с бородой. Я не беспокоюся, Пусть растет до пояса. Вот когда окончим битву… Сразу примемся за бритву. Будем стричься, наряжаться, С милой целоваться.

Бывали случаи, что военная бородатость даже входила в моду среди гражданского населения (например, после возвращения британских солдат с Крымской войны). Впрочем, были и другие примеры. Например, в своей «Бойне номер пять» (книге отчасти фантастической, но основанной на реальных воспоминаниях писателя) Курт Воннегут упоминал англичанина времён Второй Мировой войны, который даже в плену продолжал ежедневно бриться — прежде всего, чтобы сохранить своё человеческое достоинство и не опуститься.

«Он ещё сказал, что видел, как люди умирали: — Они перестали держаться прямо, потом перестали бриться и мыться, потом не  вставали с постели, потом перестали разговаривать, а потом умерли».

5) Борода, как защита от холода.

Здесь вопрос обстоит сложнее. Например, живущие в условиях низких температур, эскимосы, алеуты и индейцы, видимо, не считали, что борода «согревает в холода» и безжалостно выскабливали и вырывали всякую растительность на своих подбородках. Возможно, это было связано с тем, что у монголоидов волосы на теле растут жиденько и толку от такой «теплоизоляции» немного. Зато европеоидные обитатели севера — германские, кельтские и славянские племена – считали по-другому и вовсю щеголяли окладистыми бородами.

6) Борода — как форма протеста и эпатажа.

В «бритых» цивилизациях подобная метода протеста проявлялась не один раз (будь то революционеры середины XIX века или хиппи конца 1960-х).

 

boroda_08.jpg

Че Гевара.

7) Борода — как способ скрыть недостатки лица (например, некрасивый подбородок).

8) Борода — как эстетическое украшение.

То, что растительность на лице — не только «ценный мех», но и материал для всяческих эстетских экспериментов, люди осознали ещё на заре цивилизации. Об изысканных бородах, щеголеватых усах и хитроумных бакенбардах и пойдёт мой дальнейший рассказ.

Зачем борода египетской царице?

Как я уже писал, многие народы придавали бороде, чуть ли, не религиозный смысл. Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова — её даже не стригли.

 

boroda_13.jpg

Ортодоксальный иудей с бородой и пейсами.

Мусульмане тоже стали отращивать бороду — поначалу для того, чтобы отличаться от язычников. Пророк Мухаммед так и говорил: «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». Позже нравы смягчились. Что, впрочем, не помешало иранскому аятолле Хаменеи в 2012 году назвать короткую бородёнку короля Марокко «плевком в лицо Пророка».

 

boroda_09.jpg

Похожий обычай сложился и на Руси. Там брить подбородок могли лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали — расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным. В сборнике законов «Русская правда» — ущерб («поторгание»), нанесённый чужой бороде оценивался штрафом в 12 гривен. Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей. Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых «латинян»-католиков. Некоторые священники даже считали, что «без бороды и в рай не пустят». В подтверждение они говорили, что сам Христос и апостолы были бородаты, а также приводили отрывки из «Библии» вроде «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит, 19, 27).

 

boroda_10.JPG

Русский боярин Пётр Потёмкин. (Рис. — Godfrey Kneller)

Когда старинному обычаю начала угрожать западная мода на бритые лица, приходилось принимать серьёзные меры. Так при Иване Грозном в 1551 году на Стоглавом соборе горячо обсуждался вопрос о брадобритии. После оного было выпущено постановление: «Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати… Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша»». Как-то в начале XVI в. великий князь Василий III захотел понравиться литовской княжне Елене Глинской, для чего гладко побрился на западноевропейский манер. Церковь резко отреагировало на подобное кощунство — отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла. Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что «царь-то ненастоящий».

 

boroda_11.jpg

Лжедмитрий I.

Очень ценили бороду и древние ассирийцы. Правда, в отличие от русских и иудеев они делали на ней настоящую причёску — пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.

 

boroda_12.jpg

Ассирийский царь Ашурнасирпал II.

Древние индусы тоже украшали свою бороду – известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы.

 

boroda_14.jpg

Бодхисатва.

А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду — носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.

 

boroda_15.jpg

Сикх.

Несмотря на то, что у монголоидов волосы на лице растут плохо, древние китайцы всё равно отпускали бороду и длинные висячие усы. Правда, усы у них выходили тоненькие, а борода жиденькой. Последняя часто напоминала длинную мочалку, свисающую с подбородка (взгляните на портреты китайских императоров или мудрецов).

 

boroda_16.jpg

Китайский император Хуан-ди.

А вот в Древнем Египте бороду было принято брить. Лишь отдельные чиновники и жрецы носили маленькие кубические бородки. И только для фараона — земного воплощения бога Хора — борода была обязательным атрибутом и служила символом власти. Правда, делали её (как, кстати, и парики) из чужих волос и крепили к подбородку повязкой. Она была узкой и длинной с загнутым кончиком (нечто похожее носил в наше время певец Борис Гребенщиков).

 

boroda_17.jpg

Аменхотеп I.

Бороду приходилось цеплять даже египетской царице Хатшепсут, когда у неё были официальные приёмы (патриархальность власти ещё никто не отменял).

 

boroda_18.JPG

Гранитный сфинкс с лицом египетской царицы Хатшепсут.

Зачем Сашка сбрил усы?

Что касается древних греков, то здесь нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами. Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли, придавая конусообразную форму.

 

boroda_19.jpg

Бог Посейдон.

Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.

 

boroda_20.jpg

Бог Аполлон.

В эпоху повальной педерастии (а было в Древней Греции и такое), появление бороды делало юношу мужчиной и избавляло от сексуальных домогательств со стороны «старших товарищей». Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?

 

boroda_21.jpg

Афинский стратег Перикл.

На стороне «бородатой» моды был и суровый «идеолог» Спарты — Ликург. Он заявлял, что «обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, ещё приятней, а уродливых — ещё ужаснее для врагов». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.

Закончилась бородатая традиция лишь в эпоху Александра Великого. Говорят, что у македонского царя борода росла плохо. А тут ещё подвернулся удачный повод. Перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Чтобы лишить врага этой возможности, Александр приказал воинам побриться, тем самым положив начало новой традиции.

 

boroda_22.JPG

Бюст Александра Великого в образе Гелиоса.

Почему перестали бриться римские философы?

Где-то в конце III века традицию брить лицо переняли римляне, которые до этого бороды носили. Если верить Плинию Старшему, первым выбритым римлянином, появившимся на публике, стал генерал и консул Сципион Африканский. Отныне гладко выбритое лицо стало символом цивилизованности, отличием жителя Римской империи от варварских народов. Вот что писал оратор Цицерон в своей речи против политического противника Пизо: «Каким ужасным было его приближение, как дико и как ужасно было на это смотреть! Можно сказать, что ты смотришь на одного из тех бородатых мужчин — экземпляр старой Империи, экземпляр древности, собственность Республики».

 

boroda_23.jpg

Сципион Африканский и Гай Юлий Цезарь.

Если у греков юноша становился мужчиной с появлением бороды, то у римлян наоборот — в 20 лет первую бороду у юноши торжественно сбривали и приносили в жертву богам. Ценнейшими людьми в Риме становятся т.н. «тонзоры» (tonsors) — т.е. цирюльники и парикмахеры (отсюда, кстати, происходит название обритой макушки монаха — тонзуры). Вот какую красноречивую надпись можно прочесть на надгробии одного тонзора: «Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. …Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».

Были и исключения. Например, вот что пишет о причудах императора Калигулы Светоний: «Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека. …много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец или жезл, или – даже в облачении Венеры». Другой император — Нерон — отпустил себе длинные курчавые бакенбарды, которые сходились под подбородком. Пишут, что император был большим фанатом гонок на колесницах и таим образом подражал причёске профессиональных наездников. Интересно, что пышные бакенбарды мы видим и у Александра Македонского, изображённого на мозаике в римском городе Помпеи.

 

boroda_24.jpg

Бюст императора Нерона и изображение Александра Македонского на помпейской мозаике.

А вот у кого борода стала частью профессионального имиджа, так это у философов. Считается, что мода на «философскую бороду» началась в 155 г. до н.э., когда в Рим приехало три грека: один — из Платоновской академии, второй — из Аристотелевского лицея, а третий — глава школы стоиков из Вавилона. Они произвели фурор не только своим «умищем», но и великолепными бородами. С тех пор, борода становится распространённым атрибутом мудрецов. Когда император Домициан приказал изгнать из Рима стоика Эпиктета, тот гордо заявил: «Кесарь может лишить меня головы, но не бороды (т.е. — мудрости — С.К.)!».

 

boroda_25.JPG

Эпиктет.

Эпиктет: «Борода выражала идею, что философия – не просто интеллектуальное хобби, но, скорее, образ жизни, меняющий все аспекты жизни, включая сюда привычку бриться. Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».

Мода на «философскую бороду» возродится в XIX веке — уже среди деятелей науки (Ч. Дарвин, К. Маркс, Д. Менделеев, И. Павлов). Впрочем, уже в Древнем Риме над этой модой подтрунивали. Например, римский сатирик Лукиан писал, что «если бы борода была действительно гарантией мудрости, то козёл стал бы выше Платона». Хрестоматийным стал случай, когда к уважаемому и богатому римлянину Ироду Аттику заявился некий человек — длинноволосый, бородатый, закутанный в плащ и просящий, как водится, денег на пропитание. На вопрос Ирода — кто он такой? — посетитель раздражённо ответил, что и так видно, что он — философ. На что хозяин сделал недоуменное лицо и сказал: «Плащ вижу, бороду вижу, а вот философа пока не вижу». Впрочем, «пособие» выдал, заметив, что делает это «не ради него, как человека, однако ради нас, как людей».

Анекдот советских времён: «Учительница показывает на портрет Карла Маркса: — Дети, вы знаете, кто это такой? Вовочка отвечает: — Конечно! Это наш новый дворник дядя Вася. Учительница в испарине выбегает во двор и, действительно, видит дворника, внешне неотличимого от создателя коммунистического учения. Она возмущённо говорит дворнику: — Знаете, милейший, это школа. Вы очень некстати похожи. Могли бы хоть бороду сбрить… Дворник подумал и говорит: — Ну, бороду-то сбрить можно. А умище? Умище-то куда девать?».

 

boroda_26.jpg

Чарлз Дарвин и Карл Маркс.

Во II веке нашей эры борода входит в моду и среди римских императоров. Законодателем считают императора Адриана — горячего поклонника всего греческого — в том числе, и бороды. Правда, злые языки говорили, что таким образом он просто скрывает шрамы на подбородке. Так или иначе, множество последующих римских императоров были бородаты (Септимий Север, Марк Аврелий, Каракалла и пр.).

 

boroda_27.jpg

Императоры Адриан и Марк Аврелий.

Зато после Константина Великого (того самого, что сделал христианство официальной религией Древнего Рима) императоры снова становятся сплошь бритыми (исключение – Юлиан Отступник, который пытался вернуть языческую религию).

 

boroda_28.jpg

Император Константин Великий.

Возможно, именно из тех времён берёт своё начало обычай католических священников гладко выбривать свои лица. Недаром, когда норманнские завоеватели вступили на берег Англии, лазутчики сообщили, что, видимо, все они — священники, «ибо все лицо их и обе губы обриты, тогда как англичане оставляют волосы над верхней губой».

Брить или не брить? – вот в чём вопрос (история бороды и усов), часть 2

Автор: Сергей Курий2013 — 2016 гг.

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.